Абонентские сети доступа и технологии высокоскоростных сетей
2. Лекция: Технология Ethernet: версия для печати и PDA
Рассматриваются принципы построения аппаратурных средств локальных сетей, сеть Ethernet, подключающие устройства - ретрансляторы, мосты, маршрутизаторы, а также сеть Token Ring

Технология Ethernet - это самая распространенная технология локальных сетей.

В сетях Ethernet применяется множественный доступ с контролем несущей и обнаружением коллизий (Carrier Sense Multiply Access with Collision Detection - CSMA/CD). Все компьютеры сети имеют доступ к общей шине через встроенный в каждый компьютер сетевой адаптер, используя полудуплексный режим передачи. Схема подключения компьютеров по коаксиальному кабелю приведена на рис. 2.1.

Сеть Ethernet на коаксиальном кабеле (стандарты   10Base5/10Base2)

увеличить изображение
Рис. 2.1.  Сеть Ethernet на коаксиальном кабеле (стандарты 10Base5/10Base2)

Станции на традиционной локальной сети Ethernet могут быть соединены вместе, используя физическую шину или звездную топологию, но логическая топология - всегда шинная. Под этим мы подразумеваем, что среда (канал) разделена между станциями и только одна станция одновременно может использовать ее. Также подразумевается, что все станции получают кадр, посланный станцией (широковещательная передача). Адресованный пункт назначения сохраняет кадр, в то время как остальные отбрасывают ее. Каким образом в этой ситуации мы можем убедиться, что две станции не используют среду в одно и то же время? Ответ: если их кадры столкнутся друг с другом. CSMA/CD разработан, чтобы решить эту проблему согласно следующим принципам (см. лекцию 1):

  1. Каждая станция имеет равное право на среду (коллективный доступ).
  2. Каждая станция, имеющая кадр для того, чтобы послать его, сначала "слушает" (отслеживает) среду. Если в среде нет данных, станция может начать передачу (слежение за несущей частотой).
  3. Может случиться, что две станции, следящие за средой, находят, что она не занята, и начинают посылать данные. В этом случае возникает конфликт, называемый коллизией. Протокол заставляет станцию продолжать следить за линией после того, как передача началась. Если есть конфликт, то все станции его обнаруживают, каждая передающая станция передает сигнал сбоя в работе, чтобы уничтожить данные линии, и после этого каждый раз ждет различное случайное время для новой попытки. Случайные времена предотвращают одновременную повторную посылку данных.

Перед началом передачи узел должен убедиться, что несущая среда не занята, признаком чего является отсутствие на ней несущей частоты. Если среда свободна, то узел имеет право начать передачу кадра определенного формата. Предположим, что узлу 2 требуется передать кадр узлу N. Обнаружив, что среда свободна, узел 2 начинает передачу кадра (рис. 2.1), которая предваряется преамбулой (preamble), состоящей из 7 байт вида 10101010, и байта начала кадра (Start of Frame Delimiter - SFD) вида 10101011. Эти комбинации нужны приемнику для вхождения в побитовый и кадровый синхронизм с передатчиком. Кадр заканчивается полем последовательности контроля кадра (FCS - Frame Check Sequence) длиной 4 байта (на рис. 2.1 не показано). Сигналы передатчика распространяются по кабелю в обе стороны, и все узлы распознают начало передачи кадра. Только узел N опознает свой собственный адрес (МАС адрес назначения) в начале кадра и записывает его содержимое в свой буфер для обработки. Из принятого кадра определяется адрес источника (МАС адрес источника), которому следует выслать кадрответ.


увеличить изображение
Рис. 2.1. 

Получатель пакета на 3-м уровне определяется в соответствии с полем Тип протокола (Protocol Type): значение 0х0800 - адрес модуля IP, 0806 - адрес модуля ARP. Минимальное и максимальное значения длины поля для протоколов верхних уровней - 46 и 1500 байт соответственно. Порядок передачи бит кадра: слева направо / снизу вверх ( рис. 2.2), цифрами обозначены длины полей кадра в байтах.


увеличить изображение
Рис. 2.2. 

Любой узел при наличии кадра к передаче и занятой среды вынужден ждать ее освобождения. Признаком окончания передачи является пропадание несущей частоты. После окончания передачи кадра все узлы должны выдержать технологическую паузу 9,6 мкс, чтобы привести сетевые адаптеры в исходное состояние и предотвратить повторный захват среды одним и тем же узлом.

Иногда возникают ситуации, когда один узел уже начал передачу, но другой узел еще не успел это обнаружить и также начинает передачу своего кадра. Такая ситуация захвата свободной среды более чем одним узлом называется коллизией. Механизм разрешения коллизии состоит в следующем (рис. 2.3):

Обмен сигналами при возникновении коллизии

увеличить изображение
Рис. 2.3.  Обмен сигналами при возникновении коллизии

Узел, ведущий передачу кадра, одновременно наблюдает за приемом. Если уровень принимаемого сигнала не превышает порогового значения, то узел продолжает передачу, если же превышает, то узел прекращает передачу кадра и посылает в сеть специальную 32-битную jam-комбинацию (сигнал коллизии) с нерегламентированной последовательностью, просто приводящей к повышению уровня сигнала в локальной сети из-за увеличения амплитуды импульсов манчестерского кода суммарного сигнала. После этого узел, обнаруживший коллизию, делает случайную паузу и затем снова может повторить попытку передачи кадра. Число повторных попыток не может превысить 16. Если же и после 16-й попытки кадр вызвал коллизию, то он отбрасывается. При большом количестве узлов вероятность коллизии возрастает, и пропускная способность сети Ethernet падает, т.к. сеть все большее время занята обработками коллизий и отбрасыванием кадров.

Три фактора определяют работу CSMA/CD (см. лекцию 1): минимальная длина кадра, скорость передачи данных и домен конфликта.

Станции нужно ждать определенное время, чтобы убедиться, что на линии нет никаких данных, - это время равно минимальной длине кадра, разделенной на скорость передачи (время, которое требуется, чтобы передать кадр минимальной длины), и пропорционально времени, необходимому для первого бита, чтобы пройти максимальное сетевое расстояние (домен конфликта). Другими словами, мы имеем:

Минимальная длина кадра / Скорость передачи - пропорциональна

Домен конфликта / Скорость Распространения

В традиционной Локальной сети Ethernet, минимальная длина кадра - 520 битов, скорость передачи - 10 Mбит/с, скорость распространения - почти равна скорости света, и домен конфликта - около 2500 метров.

Уровни. рис. 2.4 показывает уровни Локальной сети Ethernet. Уровень звена передачи данных (канальный уровень) имеет два подуровня: подуровень управления логическим каналом связи (LLC - Logical Link Control) и подуровень управления доступом (MAC - Media Access Control). LLC-уровень ответственен за поток и контроль ошибок в уровне звена передачи данных (канальном уровне). Подуровень MAC ответственен за работу метода доступа CSMA/CD. Этот подуровень также создает данные, полученные от LLC-уровня, и передает кадры физическому уровню для кодирования. Физический уровень преобразует данные в электрические сигналы и посылает их следующей станции через среду передачи. Этот основной уровень также обнаруживает конфликты и сообщает о них уровню звена передачи данных (канальному уровню).

Уровни Ethernet

увеличить изображение
Рис. 2.4.  Уровни Ethernet

Кадр. В сети Ethernet имеется один тип кадра, содержащий семь полей: преамбула, начало кадра - SFD, адрес конечного пункта - DA, адрес источника - SA, длина/тип протокольной единицы - PDU и циклический избыточный код.

Локальная сеть Ethernet не обеспечивает механизма для подтверждения получения кадров. Подтверждение реализуется на более высоких уровнях. Формат кадра CSMA/CD MAC показан на рис. 2.5.

Кадр Ethernet

увеличить изображение
Рис. 2.5.  Кадр Ethernet

  • Преамбула. Преамбула кадров содержит 7 байтов (56 битов) чередующихся нулей и единиц, которые приводят в готовность систему для приема прибывающего кадра и подготавливают ее для синхронизации с помощью тактовых импульсов. Преамбула фактически добавляется на физическом уровне и не является (формально) частью кадра.
  • Ограничитель начала кадра (SFD - Start Frame Delimiter). Поле SFD (1 байт: 10101011) отмечает начало кадра и указывает станции на окончание синхронизации. Последние два бита - 11 - сигнал, что следующее поле - адрес получателя.
  • Адрес получателя (DA - Destination Address). Поле DA насчитывает 6 байтов и содержит физический адрес станции пункта назначения или промежуточного звена.
  • Исходный адрес (SA - Source Address). Поле SA также насчитывает 6 байтов и содержит физический адрес передающей или промежуточной станции.
  • Длина/тип. Поле типа/длины имеет одно из двух значений. Если значение поля меньше, чем 1518, это - поле длины и определяет длину поля данных, которое следует дальше. Если значение этого поля больше, чем 1536, оно определяет верхний протокол уровня, который используется для обслуживания Internet.
  • Данные. Поле данных переносит данные, инкапсулированные из верхних протоколов уровня. Это минимум 46 и максимум 1500 байтов.
  • Циклический избыточный код (CRC - Cyclical Redundancy Check). Последнее поле в этих кадрах по стандарту 802.3 содержит информацию для обнаружения ошибок, в этом случае CRC - 32 (см. приложение D).

Адресация. Каждая станция типа PC, рабочая станция или принтер на сети Локальной сети Ethernet имеет ее собственную сетевую интерфейсную карту (NIC - Network Interface Card). NIC размещается внутри станции и обеспечивает станцию 6-байтовым физическим адресом. Адрес Локальной сети Ethernet - 6 байтов (48 битов), он обычно записывается в шестнадцатеричной системе обозначений с дефисом, чтобы отделить байты, как показано ниже:

070102012C4B

Адреса в Локальной сети Ethernet передают байт за байтом, слева направо; однако для каждого байта самый младший бит передают первым, а самый старший бит - последним.

Есть три типа адресов в Локальной сети Ethernet: однонаправленный, групповая рассылка и передача. В однонаправленном адресе самый старший бит в начале байта - 0; в адресе групповой рассылки младший бит - 1. Широковещательный адрес - это поле 48 бит. Исходный адрес всегда однонаправленный. Адрес получателя может быть однонаправленным адресом (один единственный получатель), групповой рассылкой (группа получателей) или широковещательной передачей (все станции, подключенные к LAN).

Устройства подключения

Сегодня обычная сеть состоит из многих локальных сетей и одной или нескольких базовых. Поэтому в технологиях должны быть предусмотрены способы объединить эти сети. Инструментальные средства, предназначенные для этих целей, называются устройствами подключения.

В этом разделе мы обсуждаем пять видов устройств: ретрансляторы, концентраторы, мосты, маршрутизаторы и коммутаторы.

Ретрансляторы и концентраторы работают на первом уровне набора протокола TCP/IP. (Это сопоставимо с физическим уровнем модели OSI.) Мосты работают на первых двух уровнях. Маршрутизаторы работают на первых трех уровнях. Мы имеем два типа коммутаторов: первый тип - усложненный мост и второй - усложненный маршрутизатор. рис. 2.6 показывает уровни, на которых работает каждое устройство.

Подключающие устройства

увеличить изображение
Рис. 2.6.  Подключающие устройства

Ретрансляторы

Для увеличения длины общей сети, состоящей из различных сегментов кабеля, используются ретрансляторы. Ретранслятор является устройством 1-го уровня и работает только на физическом уровне. Сигналы, которые переносят информацию в пределах сети, могут пройти фиксированное расстояние до того момента, когда затухание создаст угрозу целостности данных. Ретранслятор получает сигнал, и прежде чем он становится слишком слабым или искаженным, восстанавливает первоначальный образец бита. Затем он передает регенерированный сигнал. Ретранслятор может увеличить физическую длину сети, как показано на рис. 2.7.


увеличить изображение
Рис. 2.7. 

Он принимает сигналы из одного сегмента кабеля и побитно синхронно повторяет их на другом сегменте кабеля, увеличивая мощность и улучшая форму импульсов. Применение ретранслятора вносит дополнительную задержку и ухудшает распознавание коллизии, поэтому их количество в сети Ethernet не должно превышать 4, при этом максимальная длина одного сегмента должна быть не более 500 метров, а диаметр всей сети - не более 2500 метров.

Заметим, что сеть, образованную с помощью ретрансляторов, все еще считают одной локальной сетью, но часть сети, разделенную ретрансляторами, называют сегментом. Ретранслятор действует как узел с двумя интерфейсами, но работает только на физическом уровне. Когда он получает пакет от любого из интерфейсов, он восстанавливает и передает его вперед к другому интерфейсу. Ретранслятор передает вперед каждый пакет, но не имеет никаких возможностей для выделения и перенаправления информации.

Концентраторы

Соединение узлов между собой осуществляется через центральное устройство - концентратор (рис. 2.8), и это значительно устраняет недостатки предыдущих стандартов.


увеличить изображение
Рис. 2.8. 

Хотя в общем смысле термин "концентратор" может применить к любому устройству подключения, в данном случае он имеет специальное значение. Концентратор - фактически многовходовой ретранслятор. Он обычно используется, чтобы создать соединение между станциями в физической звездной топологии.

Концентратор (Hub) является устройством 1-го уровня и осуществляет функции повторителя на всех отрезках витых пар между концентратором и узлом, за исключением того порта, с которого поступает сигнал. Каждый порт имеет приемник (R) и передатчик (T). Кроме того, концентратор сам обнаруживает коллизию и посылает jam-последовательность на все свои выходы. Типовая емкость концентратора - от 8 до 72 портов.

Концентраторы могут также использоваться, чтобы размножать уровни иерархии, как показано на рис. 2.9.


увеличить изображение
Рис. 2.9. 

Концентраторы можно соединять друг с другом с помощью тех же портов, которые используются для подключения узлов. Стандарт разрешает соединять концентраторы только в древовидные структуры, любые петли между портами концентратора запрещены. Для надежного распознавания коллизии между двумя любыми узлами должно быть не больше 4 концентраторов, при этом максимальная длина между концентраторами должна быть не более 100 метров, а диаметр всей сети - не более 500 метров.

Заметим, что сеть, построенная на основе концентраторов, рассматривается как одна единственная локальная сеть. Эта сеть представляется логической топологией типа "шина" (если станция передает пакет, он будет получен каждой другой станцией без переадресации). Иерархическое использование концентраторов устраняет ограничение длины 10BASE-T (100 метров).

Построение локальных сетей большой емкости только с помощью концентраторов приводит к возрастанию числа коллизий и снижению пропускной способности сети. Поэтому концентраторы используются для построения небольших фрагментов сетей, которые затем объединяются с помощью мостов и коммутаторов.

Мосты

Мост (Bridge) является устройством 2-го уровня, он также соединяет два сегмента сети (рис. 2.10), но, в отличие от повторителя, снабжен определенной логикой. Порт моста записывает все кадры, поступающие от узлов одного сегмента, в буферную память.

Сеть Ethernet с использованием моста

увеличить изображение
Рис. 2.10.  Сеть Ethernet с использованием моста

Мост работает и на физическом уровне, и на уровне звена передачи данных. Как устройство физического уровня, он восстанавливает сигнал, который получает. Как устройство уровня звена передачи данных, мост может проверить физический адрес (источник и пункт назначения), содержащиеся в пакете. Заметим, что мост, подобно ретранслятору, не имеет никакого физического адреса. Он действует только как фильтр, но не как исходный передатчик к конечному пункту назначения.

В исходном состоянии, когда состав сети неизвестен, мост ретранслирует буферизированные кадры, поступающие с одного порта, на другой порт по алгоритму CSMA/CD. Мосты "прозрачны" и распознаваемы; они могут быть легко установлены между двумя сегментами локальной сети (принцип "plug and play" - "включай и работай"1)). Таблица моста первоначально пуста, но как только мост получает и передает вперед пакет, он создает в своей таблице вход с исходным адресом и интерфейсом прибытия. С тех пор мост знает, от кого поступает каждый пакет, к какому пункту назначения, от какого интерфейса. Мост также делает запись информации о пункте назначения, используя информацию, содержащуюся в пакете. Мы делаем нечто подобное, когда отвечаем по почте (или электронной почте). По истечении некоторого времени мост составит следующую таблицу (табл. 2.1)

Таблица 2.1.
Порт 1 Порт 2
МАС-адрес узла 1 МАС-адрес узла Х+1
МАС-адрес узла 2 . . .
. . . МАС-адрес узла N
МАС-адрес узла Х МАС-адрес маршрутизатора

Если теперь мост получает кадр от узла 1, направленный к узлу N ( рис. 2.11), то он по свой таблице определяет, что нужно ретранслировать кадр из буфера порта 1 в порт 2. Если же мост получает кадр от узла 2, направленный к узлу Х, то он по своей таблице определяет, что узлы находятся в одном сегменте, и стирает кадр в буферной памяти порта 1.


увеличить изображение
Рис. 2.11. 

Записи в таблице, произведенные мостом, являются динамическими. По истечении определенного времени, если мост не принял ни одного кадра от какого-то узла, такая запись стирается. Процедура ограниченного хранения записанных данных называется кэшированием и предохраняет таблицу от переполнения при удалении узла из сети или при перемещении узла из одного сегмента в другой. Записи, внесенные в таблицу администратором, называются статическими и не имеют срока жизни, они дают возможность администратору при необходимости принудительно подправлять работу моста.

Коммутатор (Switch)

Термин "коммутатор" может означать две различных вещи. Мы должны уточнять информацию об уровне, на котором устройство работает. Мы можем иметь коммутатор уровня два или коммутатор уровня три. Кратко обсудим каждый.

Коммутатор уровня два

Коммутатор уровня два - мост со многими интерфейсами, который позволяет лучше (более быстро) распределять информацию. Мост с несколькими интерфейсами может подключить несколько сегментов LAN вместе. Мост со многими интерфейсами может распределить информацию каждой станции к каждой станции на одном и том же сегменте. Далее мы используем термин "мост" для коммутатора уровня 2.

Коммутатор уровня три

Коммутатор уровня три - маршрутизатор. Коммутатор уровня три может получить, обработать и послать пакет намного быстрее, чем традиционный маршрутизатор, даже при том, что функциональные возможности у них одни и те же. Мы используем термин "маршрутизатор" для коммутатора уровня три.

Коммутатор (Switch) использует топологию типа "звезда", является устройством 2-го уровня и функционально представляет собой многопортовый мост, к каждому порту которого может быть подключен отдельный хост, концентратор, сервер или маршрутизатор (рис. 2.12). Каждый порт коммутатора оснащен процессором обработки пакетов (Пр.), который может работать как в полудуплексном, так и в дуплексном режиме.

При подключении к порту коммутатора отдельного узла (компьютера или маршрутизатора) порт коммутатора устанавливается в дуплексный режим, а в узел ставится сетевая карта с подавлением коллизий. За счет этого узел и коммутатор имеют возможность одновременной передачи и приема пакетов. При подключении к порту коммутатора концентратора порт коммутатора устанавливается в полудуплексный режим.

Сеть Ethernet с использованием коммутатора

увеличить изображение
Рис. 2.12.  Сеть Ethernet с использованием коммутатора

Для коммутации кадров между портами используется коммутационная матрица (Мх). Аналогично мосту каждый порт ведет адресную таблицу МАС-адресов подключенных к нему устройств и сообщает о ней центральному процессору (ЦПР). После приема начальных бит кадра входной процессор анализирует адрес назначения и пытается установить соединение через коммутационную матрицу, не дожидаясь прихода оставшихся бит кадра. Для этого он обращается к ЦПР с заявкой на установление пути в коммутационной матрице. ЦПР имеет адресную таблицу и может осуществить запрашиваемое соединение, если порт назначения свободен, т.е. не соединен с другим портом. Если же порт занят, то ЦПР в соединении отказывает, и кадр продолжает буферизироваться процессором входного порта до освобождения выходного порта. После того как требуемый путь в коммутационной матрице установлен, по нему направляются кадры в выходной порт, где они повторно буферизируются на случай разной скорости коммутируемых портов. Процессор выходного порта по значению контрольной суммы (FCS) опционально может проверить целостность принятого кадра и начинает передавать по сегменту Ethernet принятый кадр.

Из­за наличия множества портов коммутатор обладает существенно более высокой производительностью за счет параллельной обработки кадров. Если потоки данных между портами распределяются, не конфликтуя между собой, т.е. соединения вида "входной порт - выходной порт" образуют независимые пары, то коммутатор емкостью N портов может одновременно обслуживать N/2 полудуплексных соединений или N дуплексных соединений.

Маршрутизаторы

Маршрутизатор - устройство с тремя уровнями; он работает на физическом уровне, уровне звена передачи данных и сетевом уровне. Как устройство физического уровня, он восстанавливает сигнал, который он получает. Как устройство уровня звена передачи данных, маршрутизатор проверяет физические адреса (источник и пункт назначения), содержащиеся в пакете. Как устройство сетевого уровня, маршрутизатор проверяет адреса сетевого уровня (адреса в уровне IP).

Маршрутизатор может: соединять локальные сети; соединять вместе сети общего назначения; подключить локальные сети к сетям общего назначения. Другими словами, маршрутизатор - устройство межсетевого обмена; он соединяет вместе независимые сети, чтобы формировать сеть Internet. Согласно этому определению, сети, соединяемые маршрутизатором, становятся Internet-сетью, или Internet.

Есть три главных отличия между маршрутизатором и ретранслятором или мостом:

  1. Маршрутизатор имеет физический и логический (IP) адрес для каждого из его интерфейсов.
  2. Маршрутизатор действует только на тех пакетах, в которых адрес получателя соответствует адресу интерфейса, куда пакет прибывает. Это истинно для однонаправленного, группового или широковещательного адреса.
  3. Маршрутизатор изменяет физический адрес пакета (и источник, и пункт назначения), когда он передает пакет вперед.

Рассмотрим пример. На рис. 2.13, мы показываем две сети LAN, разделенных маршрутизатором. Левая LAN имеет два сегмента, отделенные мостом. Маршрутизатор изменяет источник и адреса получателя пакета. Когда пакет перемещается в левую LAN, его исходный адрес - это адрес передающей станции; его адрес получателя - это адрес маршрутизатора. Когда тот же самый пакета перемещается во вторую LAN, его исходный адрес - адрес маршрутизатора, и его адрес получателя - адрес заключительного пункта назначения.

Маршрутизаторы направляют пакеты среди множества связанных сетей. Они направляют пакеты от одной сети до любого множества потенциальных сетей пункта назначения на Internet.

Пример маршрутизации

увеличить изображение
Рис. 2.13.  Пример маршрутизации

Маршрутизаторы действуют на сети подобно станциям. Но в отличие от большинства станций, которые включаются только в одну сеть, маршрутизаторы адресуются и подключены к двум или более сетям.

О маршрутизаторах и процедуре маршрутизации более подробно можно будет узнать в главах, посвященных сети Интернет.

Реализация

Стандарты определяют несколько реализаций для традиционного Internet. В зависимости от типа физической среды имеются различные стандарты:

  • 10BASE5 ("толстый" Ethernet) использует топологию типа "шина" с толстым коаксиальным кабелем как средой передачи.
  • 10BASE2 ("тонкий" Ethernet или более дешевая сеть) использует топологию типа "шина" с тонким коаксиальным кабелем как средой передачи.
  • 10BASE-T (Локальная сеть Ethernet по витой паре) использует физическую звездную топологию (логическая топология - все еще "шина") со станциями, подключенными двумя парами кабеля с витой пары к центру.
  • 10BASE-FL (Локальная сеть Ethernet по оптоволоконной паре) использует звездную топологию (логическая топология - все еще "шина") со станциями, подключенными парой волконно оптических кабелей к центру.

Число 10 обозначает скорость передачи 10 Мбит/с, Base - передачу на одной базовой частоте 10 МГц, последний символ обозначает тип кабеля (5 - коаксиальный кабель диаметром 0,5 дюйма, 2 - коаксиальный кабель диаметром 0,25 дюйма, Т (twisted pair) - неэкранированная витая пара, FL (fiber link) - оптический кабель.

Быстрая Локальная сеть Ethernet

Потребность в более высокой скорости данных создала Быстрый протокол Локальной сети Ethernet (100 Mbps). На уровне MAC Быстрая Локальная сеть Ethernet использует те же самые принципы, что и традиционная Локальная сеть Ethernet (CSMA/CD), за исключением того, что скорость передачи была увеличена от 10 Mbps до 100 Mbps. Чтобы CSMA/CD работала, есть две возможности: либо увеличить минимальную длину кадра, либо уменьшить домен коллизии (скорость света не может быть изменена).

Увеличение минимальной длины кадра требует дополнительного заголовка. Если данные, которые будут посланы, недостаточно длинны, мы должны будем добавить дополнительные байты, что влечет за собой увеличение передаваемой служебной информации и потерю эффективности.

Быстрая Локальная сеть Ethernet выбрала другой путь: домен коллизии был уменьшен с коэффициентом 10 (от 2500 метров до 250 метров). Эта звездная топология 250 метров приемлема во многих случаях. На физическом уровне Быстрая Локальная сеть Ethernet использует различные методы передачи сигналов и различные среды для того, чтобы достигнуть скорости передачи данных 100 Mbps.

Реализация Быстрой Локальной сети Ethernet

Быстрая Локальная сеть Ethernet может быть разбита на категории реализации либо по двухпроводной линии, либо по четырехпроводной. Двухпроводная реализация названа 100BASE-X, или реализация кабелем с витыми парами (100BASE-TX), или реализация кабелем с оптическим волокном (100BASE-FX). Реализация четырехпроводной линией разработана только для кабеля с витыми парами (100BASE-T4). Другими словами, мы имеем три реализации: 100BASE-TX, 100BASE-FX, и 100BASE-T4 (см. рис. 2.6).

Подключающие устройства

увеличить изображение
Рис. 2.6.  Подключающие устройства

Гигабитовая Локальная сеть Ethernet

Потребность в скорости передачи данных выше, чем 100 Mbps, в результате породила протокол Гигабитной Локальной сети Ethernet (1000 Mbps). Чтобы достигнуть этой скорости передачи данных, уровень MAC (управления средой доступа) имеет два варианта: сохранение CSMA/CD или отказ от него. Как и прежде, эти варианты конструкции должны либо уменьшить домен конфликта, либо увеличить минимальную длину кадра. Так как домен конфликта 25 метров недопустим, минимальная длина кадра увеличена очень изящным способом.

Во втором варианте - отказ от использования CSMA/CD - каждая станция соединена двумя отдельными путями с центральным концентратором (hub). Это называется Дуплексной Локальной сетью Ethernet без конфликтов и не нуждается ни в каком CSMA/CD/.

На физическом уровне было сделано много изменений, чтобы позволить передавать данные на этой скорости.

Реализации Гигабитной Локальной сети Ethernet

Локальная Гигабитная сеть Ethernet может быть классифицирована по реализации либо как двухпроводная линия, либо как четырехпроводная. Двухпроводная линия названа 1000BASE-X и может быть реализована с оптическими волокнами, передающими лазерные коротковолновые сигналы (1000BASE-SX); с оптическими волокнами, передающими длинноволновые лазерные сигналы волны (1000BASE-LX); с защищенной витой парой, передающей электрические сигналы (1000BASE -CX). Четырехпроводная версия использует кабели c витыми парами (1000BASE-T).

Технология Token Ring

Технология Token Ring также использует разделяемую среду с топологией в виде кольца ( рис. 2.14), но в отличие от Ethernet применяет не случайный, а детерминированный доступ (см. лекцию 1). Право на доступ передается от одного узла к другому в виде специального кадра, называемым маркером (Token). Каждый порт имеет приемник (R) и передатчик (T). Скорость передачи кадров по кольцу может быть 4 или 16 Мбит/с, смешение скоростей в одном кольце не допускается. В качестве физической среды может использоваться витая пара или оптоволоконный кабель. Максимальное число узлов в кольце - 260, максимальная длина кольца - 4000 метров.

Сеть Token Ring

увеличить изображение
Рис. 2.14.  Сеть Token Ring

Прохождение маркера

увеличить изображение
Рис. 2.15.  Прохождение маркера

Кольцевая сеть с маркерным доступом

Эта сеть использует для доступа к сети маркер. Прохождение маркера иллюстрируется на рис. 2.15. Всякий раз, когда сеть не занята, циркулирует простой 3-байтовый маркер. Его передают от станции к станции, пока он не встретится со станцией, имеющей данные для передачи. Станция сохраняет маркер и посылает кадр данных. Этот кадр имеет адрес назначения и адрес источника. Он обрабатывается по кольцу и регенерируется каждой станцией. Каждая станция проверяет адрес пункта назначения и если находит, что кадр адресован другой станции, ретранслирует его соседней. Назначенный заранее получатель распознает свой собственный адрес, копирует сообщение в буфер, проверяет ошибки и заменяет 4 бита в последнем байте кадра для того, чтобы показать, что адрес опознан и кадр скопирован. Полезный пакет затем продолжает передаваться по кругу, пока не вернется к станции, с которой он послан. Узел, инициировавший передачу кадра, получив подтверждающий кадр, изымает его из кольца и передает маркер следующему узлу. Каждый узел следит за временем удержания маркера, которое обычно равно 10 мс. За это время узел может передать несколько кадров.

При первоначальном включении все станции начинают процедуру выбора активного узла, критерием которого является узел с максимальным значением МАС-адреса. В дальнейшем этот узел каждые 3 секунды генерирует специальный кадр своего присутствия и восстанавливает маркер в случае его утери. В случае отключения какого-либо узла от сети или пропадания питания на узле релейные схемы этого порта замыкают накоротко его передатчик (T) с приемником (R), обеспечивая неразрывность кольца.

Уровни

Кольцевая сеть с маркерным доступом использует те же самые два уровня, что и Ethernet. Уровень звена данных разделяется на два подуровня: управления логической связью (LLC - Logical Link Control) и управления средой доступа (MAC - Media Access Control). LLC здесь играет ту же роль, что и в Ethernet. Подуровень MAC несет ответственность за передачу маркера и операции резервирования. Он также ответственен за создание кадра и его доставку физическому уровню.

Кадр

Сеть с маркерным доступом определяет три типа кадров: данные, маркер и прерывание.

Кадр данных. В сети с маркерным доступом кадр данных - только один из трех типов, который несет протокольные модули данных (PDU - Protocol Date Unit) и только с одним адресом заданного конечного пункта. рис. 2.16 показывает формат кадра данных.


увеличить изображение
Рис. 2.16. 

Ниже дается описание каждого поля в кадре:

  • Начальный ограничитель (SD - Start delimiter). Это первое поле кадра данных SD длиной 1 байт. Оно используется для подготовки принимающей станции к поступлению кадра, а также для того, чтобы обеспечить синхронизацию, восстанавливающую тактовые импульсы.
  • Управление доступом (AC - Access Control). Это поле AC длиной 1 байт включает четыре подполя. Первые три бита - это поле приоритета. Четвертый бит называется маркерным битом и устанавливается для того, чтобы показать, что кадр есть кадр данных, а не маркер или кадр прерывания. Маркерный бит следует за битом наблюдения. Последние 3 бита - резервное поле, которое может быть установлено станцией, желающей зарезервировать доступ к кольцу.
  • Управление кадром (FC - Frame Control). Поле FC имеет длину 1 байт и содержит два поля. Первое - это однобитовое поле, которое указывает тип информации, содержащейся в протокольной единице PDU (это информация управления или данные). Второе использует 7 оставшихся бит из байта и содержит информацию, используемую сетью с маркерным доступом (например, как использовать информацию в поля AC).
  • Адрес пункта назначения (DA - Destination Address). Поле DA в 6 байт содержит физический адрес кадров следующего конечного пункта.
  • Адрес источника (SA - Source Address). Поле SA также имеет длину 6 байт и содержит физический адрес передающей станции.
  • Данные. Шестое поле, данные размещает 4500 байт и содержит протокольные единицы PDU. Кадр сети с маркерным доступом не включает единицу длины или типа поля.
  • Циклический избыточный код (CRC - Cyclic Redundancy Code). Поле CRC имеет длину 4 бита и содержит CRC-32, обнаруживающую последовательность ошибок
  • Конечный ограничитель (ED - End Delimiter). ED - второе поле флага в один байт, который указывает конец передачи данных и управляющей информации.
  • Состояние Кадра (FC - Frame Status). Последний байт кадра - поле FS. Он может быть установлен приемником для того, чтобы указать, что кадр прочтен, или монитором, чтобы указать, что кадр прошел вокруг кольца. Это поле - не подтверждение, но оно указывает передатчику, что приемная станция скопировала кадр, который может теперь быть удален.

Кадр маркера. Поскольку маркер реально заполняет место и кадр резервирования, он имеет только три поля: разделитель старта (SD), разделитель управления доступом AC и разделитель окончания. Поле SD указывает, что кадр поступил. Поле AC указывает, что кадр - маркер, и включает поля резервирования и приоритет. Поле ED указывает конец кадра.

Кадр прерывания. Прерывание не несет вообще никакой информации - только разделитель (SD) старта и окончание. Он может быть передан любым передатчиком при остановке своей собственной передачи (по любой причине) или монитором, чтобы произвести чистку информации старой передачи на линии.

Адресация. Так же как и большинство реализаций локальной сети Ethernet, кольцевая сеть с маркерным доступом использует 6-байтовый адрес. Механизм адресации тот же самый, что у локальной сети Ethernet, за исключением того, что кольцевая сеть с маркерным доступом сначала передает самый старший бит каждого байта.

Реализация. Кольцо в кольцевой сети с маркерным доступом состоит из ряда экранированных секций витых пар, связывающих каждую станцию с ее непосредственным соседом. Формирование сети как кольца приводит к потенциальной проблеме: один неработающий или отсоединенный узел может остановить поток нагрузки по всей сети. Методы защиты кольцевых сетей, которые применимы и в данном случае, уже рассматривались в лекции 3. В конкретной сети возможно следующее решение: каждая станция соединена с автоматическим коммутатором. Этот коммутатор может обойти бездействующую станцию. В то время как станция не работает, коммутатор замыкает кольцо в обход. Когда станция приходит в порядок, сигнал, посылаемый центром сетевой информации, включает коммутатор и включает станцию в кольцо. Для практических целей индивидуальные автоматические выключатели объединены в центр, называемый многостанционным модулем доступа (MAU - Multi Access Unit) (см. рис. 2.17). Один MAU может обеспечить работу до восьми станций.


увеличить изображение
Рис. 2.17. 

MAU могут быть объединены, чтобы создать большее кольцо.

Краткие итоги

  • Локальная сеть Ethernet - наиболее широко используемый протокол локальной вычислительной сети.
  • Традиционная Локальная сеть Ethernet использует CSMA/CD (множественный доступ с опросом несущей и разрешением конфликтов) со скоростью данных 10 Mbps и доменом конфликта 2500 метров.
  • Каждая станция имеет равное право на среду (коллективный доступ): если в среде нет данных, станция может начать передачу данных; если две станции, следящие за средой, находят, что она не занята, и начинают посылать данные, возникает конфликт, называемый коллизией.
  • Уровень звена передачи данных Локальной сети Ethernet состоит из подуровня LLC (управления логической связью) и подуровня MAC (управления средой доступа).
  • Подуровень управления средой доступа несет ответственность за работу CSMA/CD (множественного доступа с опросом несущей и разрешением конфликтов).
  • Подключающие устройства могут соединять вместе сегменты сети; они могут также соединять вместе сети, чтобы создать Internet.
  • Есть пять типов подключающих устройств: ретрансляторы, концентраторы, мосты, маршрутизаторы и коммутаторы.
  • Ретрансляторы восстанавливают сигнал на физическом уровне.
  • Концентратор - многовходовой ретранслятор.
  • Мосты имеют доступ к станционной адресации и могут отправлять или фильтровать сетевые пакеты. Они работают на физическом уровне и уровне линии звена передачи данных.
  • Маршрутизаторы определяют путь, который должен пройти пакет. Они работают на физическом уровне и уровне линии звена передачи данных.
  • Коммутатор уровня два - сложный мост; коммутатор уровня три -сложный маршрутизатор.
  • Каждая станция на Ethernet имеет уникальный адрес на 48 битов, закрепленный на её интерфейсной сетевой карте (NIC).
  • Обычная реализация 10-Mbps Ethernet - 10BASE5, 10BASE2, 10BASE-T и 10BASE-FL.
  • Быстрый Ethernet - CSMA/CD со скоростью передачи данных 100 Mbps и области разрешения конфликтов 250 метров.
  • Обычная реализация быстрой Локальной сети Ethernet - 100BASE-TX, 100BASE-FX и 100BASE-T4.
  • Локальная гигабитная сеть Ethernet имеет скорость передачи данных 1000 Mbps. Обычная реализация - 1000BASE-SX, 1000BASE-LX, и 1000BASE-T.
  1)   Принцип, используемый в настоящее время для многих компонентов, когда программное обеспечение распознает вновь подключаемое оборудование и само включает его в работу или дает простые указания для подключения человеку.
© Струк А. Все права защищены.
Hosted by uCoz